Черновики о конгрессе 2017 (kongress2017.ru)
Осторожно, МНОГОБУКАФФ.
И, возможно, ошибки?
читать дальше
08.09.2017
Синий, желтый, зеленый, треугольник, куб, бесконечность. Такие для нас обыденные понятия, которые мы используем каждый день. И ведь только в детском возрасте мы понимаем и забываем о том, что весь мир это один большой геометрический переворот – ведь все предметы состоят из таких знакомых и понятных до боли геометрических фигур. С цветами все еще проще, и от этого намного сложнее. Каноны цветов закладывают в нас родители еще с самого раннего возраста, а вопрос: «Когда мы их начинаем дифференцировать у себя в голове?» – еще не решен. Ведь до самой старости будем спорить: «А винный ли это цвет, бунгурия или рубин?»
Первый всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья собрал нас в городе Екатеринбург. А тех, кому интересна тема искусства, а в частности изобразительного, в детской художественной школе номер 1 им. П.П. Чистякова.
Оливия (педагог) заявляет «Давайте мы сегодня поиграем с формой и цветом. Какие же вы знаете фигуры?» Ни смотря на языковой барьер, возможные трудности в кабинете царила поистине воодушевляющая атмосфера. В воздух сначала летели редкие и скромные названия фигур, а затем на перебой люди повторяли такие знакомые для каждого названия.
Она предложила взять каждому участнику по цветному восковому мелку. На столе лежали неповторяющиеся мелки, но были оттеночные, находившиеся в одной упаковке, что в последствии отразилось на рисунках. Каждый изобразил по просьбе педагога одну фигуру, которая особенно ему нравится. Руки немного дрогнули, как, наверное, и сознание. «Рисовать все что хочется? Это очень трудно» После этого Оливия попросила положить мелок на место и перейти к соседнему листку. Она назвала это «неожиданный подарок - сюрприз» и попросила продолжить делать то же самое. «Не нужно боятся зайти на чужой рисунок, можете рисовать прямо внутри него, зайти за линии и даже закрасить что-то» И тут началось творчество каждого.
Переходя от рисунка к рисунку, линяя за линией на листке бумаги рождалось нечто, понятное только участникам этого процесса. В какой-то момент времени Оливия попросила взять в руки не мелки, а губку с водой и обильно смочить лист, перед которым стояли участники мастер класса.
А после взять кисти и начать творить в том же самом порядке. Как только кажется, что закончил – переходи на лист соседа и совершенствуй его рисунок, композицию и цвет.
Не для всех такие простые операции как держание губки, мелка, кисти дается с легкостью. Но не смотря ни на что рисунки живут пестрыми красками, яркими и броскими пятнами.
Тем временем в аудиторию стучится приятное солнышко и это имеет отражение в рисунке каждого.
«Мне было очень сложно подбирать цвета, но в целом, это интересно», говорит Денис из Ростова на Дону. «А мне хотелось что-то вечно добавить» - бросила реплику одна немка.
После того как работы были высушены феном каждым участником. А когда посчастливится такая возможность? Все работы были соединены на полу в одну большую и общую картину. «Здесь труд каждого из вас. Вы приложили усилия, свои творческие способности для создания каждой картинки из которых и состоит одна огромная общая картина. Если вам хочется что-то поменять – то не бойтесь, делайте это. Возможно переложить что-то, перевернуть или поменять местами. А если захочется что-то добавить – смелее. Это ваше творчество»
Если внимательно всмотреться в яркое пятно, которое лежит на полу среди серых стен, то можно было увидеть портал в мир этих людей. И как было сказано ранее – на рисунках отразилось то, что восковые мелки и краски, лежали в своем месте, и от этого некоторые картинки действительно были частями друг друга. Помимо того, что на столах лежали разнообразные яркие краски, был и черный цвет, который был сведен к абсолютному минимуму в картинах участников.
Сама Оливия прокомментировала это так «Есть люди, которым нравится черный цвет. И это не зависит от того какое у него настроение, порой. Нравится ему работать с черным. Но а вы посмотрите как от занятия к занятию у людей меняется цветоощущение. Как они сами отказываются от черного и приходят к желтому или зеленому. Это очень интересно! »
Можно сказать, что в процессе работы группы мы формируем, как и цветовое настроение индивида, так и общий настрой. В нашей группе было светлое и яркое настроение, что полностью отразилось на рисунках и картинках.
А теперь задумайтесь, что для вас синий, желтый, зеленый. Не пора ли в руки взять краски, чтобы немного раскрасить эту осень в действительно яркие цвета.
09.09.2017.
Так же как мы вольны творить свою жизнь сами, разом за раз меняя направления, меняя ориентиры, лепя из своего же теста самих себя.
Второй мастер класс был посвящен лепке из глины. Адриан Косман занимается этим творчеством уже более нескольких десятков лет. Глина стала инструментом самовыражения, донесения информации и просто источником вдохновения.
На своем мастер классе Адриан продемонстрировал два метода работы с глиной, ее основные свойства, способы работы с ней. Каждый участник смог сам создать незамысловатую фигурку из этого материала.
Первый способ – традиционный. Адриан, вдохновившись выставкой русской художницы Алены Азёрной «Мифы нашего детства», показал, как из кусочка безжизненной глины сотворить что-то волшебное, похожее на сказку. И вот в его руках твердый на вид кусок материала становится пластичной массой из которой слепить что-либо не составляет труда. Слово за слово, движение за движением и вот в руках рождается жар-птица, которая взбудоражила голову мастеру.
«Здесь нельзя сделать ошибку» - говорит Адриан. «Вот мне хочется сделать ей крылья – и я делаю. Могу сделать это руками, а могу с помощью инструментов. Вот ее клюв, а вот ее глаза. Попробуйте и вы!»
Каждый участник мастер класса с огоньком в глазах смотрит на тот самый кусочек серой глины. В глазах встает и немой вопрос: «А что же сделать из него?» Ведь как всегда – здесь свободная тема для творчества.
У каждого своя картинка в голове. Вот русскоговорящие девочки-волонтеры решили создать Чебурашку, кто-то из немцев лепит улиток, вот солнце и луна, а вот цветы и лодки. Почти все так или иначе занимаются творчеством, в основном, это дерево, ткань и глина, но это никак не отражается на способностях участников. И тут же из серой глины появляется мини-выставка работ. «Это может быть наша общая выставка, а может быть каждый захочет свою личную.»
Второй способ – придуманный самим Адрианом. И вновь в руках мастера замелькали привычные нам материалы: обойный клей, фольга, салфетки. Да, знакомое нам папье-маше. В основе - каркас из фольги, а сверху наклеивается промазанный обойным клеем кусочек салфетки.
«Применяя этот способ мы можем постоянно менять форму, делать что-то новое, убирать или присоединять части. Стоит только лишь взять в руки и начать творить. Если мы используем глину, то мы не имеем таких возможностей. Она более вредная, хрупкая. »
После этого он продемонстрировал как же можно использовать сегодня знания на практике. Вот сделанная для сада ящерица из салфеток, фольги и клея гордо украшает тропинку, ведущую к дому, а вот неживое дерево спряталось в саду.
Как говорит сам Адриан – дети прекрасно реагируют на такое творчество. Единственное – им не всегда хватает терпения для создания скульптур (технологический процесс достаточно затяжной), но что точно им нравится, так это раскрашивать созданные ими фигурки. При том что при использовании второго метода, они всегда смогут внести коррективы: что-то добавить, убрать, сделать немного по-другому.
У каждого возникают в процессе труда свои мысли. Кто-то сделал и забыл, а для кого-то сделанная им фигурка будет двигать его на новые свершения.
Лично меня это натолкнуло на такую интересную мысль, о которой говорилось в начале. «Мы сами лепим себя». Будто именно эту мысль Адриан хочет донести до детей и взрослых. Каждый раз мы вольны менять сами себя - делать гибкой, а не хрупкой и капризной глиной. Менять свои приоритеты, ценности и слоем за слоем, изменением за изменение мы создаем себя и свое окружение, свой имиджи, себя как личность, выстраиваем вокруг себя особую структуру и исполняем свои же мечты.
Стройтесь, не сдавайтесь!
Вилисова Юлия
Заметки о конгрессе
Черновики о конгрессе 2017 (kongress2017.ru)
Осторожно, МНОГОБУКАФФ.
И, возможно, ошибки?
читать дальше
Осторожно, МНОГОБУКАФФ.
И, возможно, ошибки?
читать дальше